— Здравствуйте, Алексей! Альбом «Город Вечных Зим» Вашего проекта Tune-O-Matic состоит из двух частей: непосредственно музыкальной части и философской аудио-сказки «Приключения Раноккио». Как возникла идея такого формата?


— Здравствуйте, Александр! В какой-то момент, когда процесс студийной работы над альбомом уже был в самом разгаре, я понял, что записываю не просто альбом, а нечто похожее на рок-оперу. Тогда и появилась идея написать и записать к нему сказку-подсказку.

Интервью Алексея Хабарова журналу Dark City. ТЮНОМАТИК | Музыкальный проект Алексея Хабарова

— Необходимо ли слушателю ознакомиться с ней перед прослушиванием или можно воспринимать альбом как самостоятельное произведение?

— Альбом абсолютно самодостаточен и концептуален. Порядок песен выстроен таким образом, что музыкально и текстуально он представляет собой единую историю. Сказка же, являясь также полноценным произведением, перекликаясь с текстами песен, во-первых, дополняет и питает их, расширяя тем самым горизонты восприятия и без того достаточно непростого материала альбома, а во-вторых, помогает слушателю проникнуть в сердцевину его смысла. Так что я посоветовал бы сначала внимательно послушать сам альбом, почитать тексты песен, а затем приступать к аудио-сказке, временами заглядывая в примечания к ней для более глубокого погружения в материал. Впрочем, каждый может выбирать свой метод и уровень восприятия данной работы. Знаете, автор может лишь посоветовать что-то или возразить чему-то, но никого ограничивать он не в силах, поскольку его творение, родившись на свет, принадлежит миру.


— На прошлом альбоме «Осколки этих дней» активно исследовалась тема любви преимущественно в личностном аспекте, «Город вечных зим» посвящён иной тематике. Но, тем не менее, меня не покидает ощущение их единства. Случайность ли это?

— Несмотря на то, что они существенно отличаются, и тот и другой альбом говорят с позиции экзистенциальной философии и представляют собой духовные пути человека в нашем непростом мире. Это общая черта всех моих работ, начиная с самых ранних и довольно «сырых» альбомов моей первой группы Дети Лабиринта, некоторые песни которой в новом прочтении присутствуют как на «Осколках этих дней», так и на альбоме «Город Вечных Зим». Это сделано неслучайно, поскольку проект Tune-O-Matic хоть и является качественно новым этапом моего творчества, не абсолютно отделён от предыдущих идей, задумок и их реализаций. Дети Лабиринта и Tune-O-Matic — это части одной спирали моей творческой жизни, а альбомы — своего рода реинкарнации личностного рок-н-ролла. В некотором смысле они ведут себя подобно четырем евангелиям, которые, говоря об одном и том же, каждое по-своему раскрывают явленное в них откровение.

— В Вашем творчестве отчетливо заметен интерес к христианской религии и аспектам её понимания. Почему Вы решили обратиться к религиозной проблематике?

— Как Вы знаете, рок-музыкантам никогда не была чужда религиозная тематика в том, или ином виде. Я отнюдь не исключение. Но для меня это не просто некий обязательный атрибут данного стиля. Меня действительно всегда интересовали и волновали онтологические, теологические и антропологические вопросы. Очень многие люди, будь то верующие или атеисты, по разным на то причинам относятся к ним поверхностно, рассуждая шаблонно, принимая и употребляя некие распространённые в их среде клише, опираясь на стереотипы и т. д., зачастую полагая, что они тем самым обретают защищенность от давления со стороны и личную свободу. Но мне думается, что большинство из них лишь возводит вокруг себя стены тюремной камеры. Одиночная ли это камера, или камера общая — всего лишь дело их субъективных предпочтений и личностных особенностей. Но и в той и в другой — естественно нет, и не может быть истинной свободы, о которой так много говорят и так часто мечтают люди. На свете нет ничего хуже, чем собственноручно выстроенная духовная тюрьма. Как не попасть в неё? Как выбраться из неё? Как не строить её? Как не стать отшлифованным, гладким и безликим кирпичом в серой башне идеологии, а остаться живым краеугольным камнем личности, пребывающим на неизъяснимой горе Уайна-Пикчу? Как родиться от Духа? На эти и многие другие вопросы мой герой пытается найти ответы в альбоме «Город Вечных Зим».


— Откуда столько аллюзий на Коллоди и Киплинга? Очень любили эти сказки в детстве или же эти образы должны быть более понятны потенциальному слушателю?

— И то и другое, наверное. Но главное, конечно не в этом. Данный симбиоз обусловлен самой темой альбома — перерождением, обретением себя, внутренним освобождением, познанием истины; он же выведен в название сказки: «Приключения Раноккио: история одного Буратинопоклонника». Здесь использована игра слов: имя Раноккио созвучно с Пиноккио и переводится с итальянского как лягушонок или человеческий детёныш, что отсылает нас к Маугли. Как и Пиноккио, так и Маугли становятся в этих сказках настоящими людьми, тогда как Буратино в переложении Алексея Толстого — так и остаётся деревянной марионеткой.


— Знаменитая ариетта Caro Mio Ben авторства Джузеппе Джордани отсылает слушателей к эпохе итальянского барокко и раннего классицизма. Опять же «итальянский» след или песня что-то значит для Вас лично?

— Эту песню я исполнял, когда учился академическому вокалу. Я всегда хотел записать её. Так что всё получилось как нельзя кстати. Текстуально и концептуально, как говорится, всё срослось! К тому же, помимо прочего, у этой песни есть своя подоплёка. Если немного изменить её название на латинский манер: Caro Mea Bene (est), то в переводе получится: Плоть моя это хорошо; что отсылает не только к таинству Евхаристии, но и к христианскому опровержению древних воззрений на тело, как на темницу души, а также к отходу от излишнего аскетического противопоставления плоти и духа.


— В песне «Н.Е.» сольная партия представляет собой оригинальное сплетение мелодии «Во поле берёза стояла» и «Лезгинки». Фантазия творца или скрытые мотивы?

— В этом месте показана как бы общая драма христианства и ислама, ибо и та и другая религии страдают от искажения божественной истины, когда в силу вступают деспотическая гордыня тоталитаризма, имперские амбиции, страх, невежество, фундаментализм и фанатизм, которые порождают нетерпимость, озлобленность, фашизм, экстремизм, терроризм и т. д. Это не проблема религии. Это проблема человеческой природы.


— Вы решились даже на госпел и кантри. Удастся ли воплотить это вживую?

— В данный момент Tune-O-Matic существует как студийный проект. Но, безусловно, при наличии концертного состава всё возможно воплотить в жизнь.


— «Осколки этих дней» — старый добрый прихардованный блюз-рок, «Город вечных зим» — арт-рок с элементами блюза, что же будет на третьем альбоме?

— Судя по тому материалу, который уже готов, это будет какой-то замес арт-панк-рока с хард-н-хэви. Ха-ха-ха!


— Рок-музыка есть способ познания истины или один из путей к истине?

— Для кого как, но мне кажется, что The Rolling Stones были правы, когда пели: «I know it's only rock’n’roll but I like it».

Интервью Алексея Хабарова журналу Dark City. ТЮНОМАТИК | Музыкальный проект Алексея Хабарова

Подробную информацию об альбоме «Город Вечных Зим» и музыкантах, принявших участие в записи вы найдете здесь.


Прослушать альбом «Город Вечных Зим» on-line можно на странице «Музыка»